Международная конференция
«Европейский союз и Республика Беларусь: перспективы сотрудничества»

Секция 4. Образование и культура в Европейском Союзе

Заседание секции «Образование и культура» проходило на факультете международных отношений 6 июня 2014 года, с 10.00 до 14.45. В работе секции приняли участие 30 человек, с докладами выступили 26 человек. Работа секции была организована в рамках 6 тематических панелей, в работе которых приняли участие представители Белорусского государственного университета (9 человек); Белгородского государственного университета (Российская Федерация, 1 человек); Национальной академии наук Республики Беларусь (1 человек); Академии управления при Президенте Республики Беларусь (3 человека); Минского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (1 человек); Белорусского государственного университета культуры и искусств (3 человека); Национального центра правовой информации Республики Беларусь (1 человек); Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (3 человека); Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины (6 человек); Полоцкого государственного университета (1 человек); Tempus-Erasmus+Офис в Республике Беларусь (1 человек).

В рамках первой панели были обсуждены вопросы  реализации новой программы Европейской комиссии в сфере образования Erasmus+ (2014-2020). Большую дискуссию вызвало обсуждение проблем участия третьих стран и новых стран-членов в Рамочных программах ЕС по социальным наукам. Особый интерес для белорусских участников вызвали основные направления и проблемные аспекты сотрудничества в сфере образования между Европейским союзом и Российской Федерации.

В рамках второй панели были представлены результаты взаимодействия Беларуси и Европейского союза в области научно-технического сотрудничества (на примере НАН Беларуси); прослежена эволюция двусторонних контактов в области искусства и культуры, в частности по сохранению культурного наследия Чернобыльской зоны; обсуждены приоритеты сотрудничества ЕС и Беларуси в области образования, в частности и те, которые нашли отражение в Кодексе об образовании Республики Беларусь (2011); подчеркнута значимость сотрудничества кафедр ЮНЕСКО в Беларуси и странах-членах ЕС как фактора обмена опытом в сфере образования.

В рамках третьей панели основное внимание было уделено обсуждению результатов участия белорусских вузов в проектах Tempus (опыт БГУ и ГрГУ); новейших подходах к формированию «зеленого»образования (опыт БГУ); опыта сотрудничества Беларуси и европейских вузов в рамках глобальной программы «Университетский альянс SAP» (опыт БГУ).

В рамках четвертой панели участники обсуждали такие междисциплинарные проблемы как результаты реализации политики мультикультурализма в ЕС, а также последствия международной интеллектуальной миграции для европейского и международного образовательного пространства.

Особый интерес у присутствующих вызвали доклады участников пятой панели, которые были посвящены различным аспектам культурного присутствия Беларуси в странах-членах Европейского союза; представлению основных научных центров исследования вопросов истории и культуры Беларуси в европейских университетах в частности, а в целом – белорусоведения или Belarus Studies в Европе; межкультурная коммуникация белорусских и европейских исследователей была рассмотрена через рецепцию творческого наследия родов Тышкевичей и Огинских.

Шестая панель была посвящена обсуждению вопросов принятия опыта Европейского союза по организации образования, формированию и реализации политики в области обеспечения качества образования, академической мобильности, использования системы показателей оценки уровня интернационализации вуза. На примерах организации ядерного и политологического образования в БГУ были продемонстрированы с одной стороны, достижения европейских вузов, которые могут быть использованы у нас, с другой – доказана большая степень соответствия данных белорусских образовательных программ европейским подходам и стандартам.

В заключительной дискуссии участники подчеркнули особую значимость проведения данной конференции в нашей стране, поскольку несмотря на то, что Республика Беларусь, как и страны-члены Европейского союза самостоятельно формируют свою политику в области образования и культуры, обмен опытом и возможность поделиться примерами «хорошей практики» являются важными составляющими по достижению общих как для Беларуси, так и для ЕС, задач по формированию инновационного, «качественного», эффективного европейского образовательного пространства.